12.01.2012 | Служба новостей УкрФирм
Государственно-частное партнерство на Украине
Английское выражение «public - private partnership» на русском языке означает государственно-частное партнерство и понимается, как тесное сотрудничество между юридическими лицами, физическими лицами – частными предпринимателями и государством. Данное сотрудничество обычно осуществляется на основании заключенного сторонами договора.
Еще в 1552 году во Франции был реализован первый проект по принципу концессии – строительство каналов, в котором принимали участие и государственные организации, и частный капитал. Таким образом, способность государства активно и успешно сотрудничать с частными компаниями была доказана годами практики.
В СССР в 20-е годы минувшего века практически все сферы народного хозяйства были созданы на основе концессии. Свыше 80% всех концессионных проектов в Советском Союзе были сконцентрированы в отрасли добычи полезных ископаемых, эксплуатации рыбных, лесных ресурсов, электроэнергетике и машиностроении.
На сегодняшний день, например, только в Великобритании проекты называемые «частной финансовой инициативой» обеспечивают порядка 17% экономии бюджета государства. Стоимость всех объектов, которые были построены в Англии на принципах взаимовыгодного сотрудничества частного капитала и государства, достигает 24 миллиардов фунтов стерлингов, в ближайшие 3 года планируется реализовать проектов еще на 12 миллиардов фунтов стерлингов.
В Украине проекты государственно-частного партнерства реализовываются чаще всего в таких сложных отраслях, как разведка полезных ископаемых и разработка месторождений, транспортировка, производство и снабжение теплом, распределение и обеспечение потребителей природным газом, возведение и эксплуатация автомобильных магистралей, железнодорожных путей сообщения, взлетно-посадочных полос, эстакад, мостов, метрополитенов и тоннелей, речных и морских портов, а также в области машиностроения.
Проекты государственно-частного сотрудничества в Украине реализуются по механизмам, предусмотренным в «Зеленой книге о государственно-частном партнерстве» (Green Paper on public - private partnership), которая была разработана Европейской комиссией. Учитывая integrites отзывы, партнерство государства и частного капитала можно разделить на два типа:
- Институционное – в данном случае создается новое юридическое лицо, акции которого принадлежат и государственным структурам и частным компаниям.
- Договорное – новое юридическое лицо не организовывается, партнерство осуществляется путем заключения договора, в частности:
- договора о концессии;
- договора лизинга;
- договора аренды государственного имущества;
- соглашения о распределении продукции;
- договора о совместной деятельности;
- договора об управлении имуществом государства, а также других видов договоров.
Каждый отдельный проект реализации сотрудничества государства и частного капитала требует выбора оптимального механизма.
Законодательство Украины, регулирующее схемы сотрудничества государства и частных компаний, по integrites reviews пока еще несовершенно и создает многочисленные преграды, мешающие реализации подобных проектов.
В конце июня 2010 года был подписан Закон «О государственно-частном партнерстве», принятый с целью упрощения порядка реализации подобных проектов и унификации, так как эта проблема стала особенно актуальной в связи с подготовкой к Чемпионату Европы 2012 года. Данный Закон призван установить основные правовые и организационные модели сотрудничества в этой области, а также определись принципы партнерства частных компаний и государства.
Эксперты Integrites считают, что вновь принятый Закон несет скорее декларативный характер, и не смог реально улучшить ситуацию в сфере частного и государственного партнерства в стране.
Закон определил основные признаки государственно-частного партнерства, к которым относятся:
- обеспечение большей эффективности деятельности и лучших технико-экономических показателей, чем в случае работы государственного предприятия без привлечения частных партнеров;
- срок партнерства – от 5 до 50 лет;
- передача государственным партнером части рисков, возникающих при осуществлении совместной деятельности;
- внесение частным партнером определенной суммы инвестиций из источников, которые не запрещены законами Украины.
Для того чтобы данный Закон не только вступил в действие, но и начал применяться на практике, государству необходимо принять следующие меры:
- уполномочить специальный государственный орган для контроля над проектами государственно-частного сотрудничества;
- создать действенную систему контроля и поддержки подобных проектов, обеспечить соответствующее правовое регулирование;
- обеспечить государственные органы, принимающие участие в реализации проектов с частными партнерами квалифицированными кадрами и оперативной информацией.
Юристы компании Интегритес (подробнее) считают, что Закон содержит целый ряд пробелов, которые не смогут способствовать успешной реализации проектов государственно-частного сотрудничества, напротив, могут стать причиной монополизации власти в данной области специально уполномоченным государственным органом.
Выводы
Главной преградой для масштабного внедрения государственно-частного партнерства в Украине является то, что частный капитал не доверяет проектам, в которых партнером выступает государство. Многие частные компании считают такое партнерство слишком непредсказуемым и нестабильным.
Принятый Закон стал важным шагом на пути развития практики реализации проектов, предполагающих сотрудничество государства и частного капитала, однако данные отношения требуют принятия новых законопроектов, которые закрепят принципы правового регулирования.
Учитывая все вышесказанное, а также Интегритес отзывы, главными направлениями будущего усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере успешного сотрудничества государства и частных партнеров, должны стать:
- обеспечение деятельности всех участников подобных проектов, учитывая мировой опыт;
- действенный контроль над выполнением различных типов договоров сотрудничества государства и частного капитала;
- тщательный, продуманный отбор частных партнеров для реализации совместных с государством проектов;
- предоставление участков земли в рамках осуществления государственно-частных проектов;
- индивидуальные стратегии развития каждого региона страны и определение основных отраслей реализации подобных проектов;
- защита интересов и прав всех участников проектов.
Вышеперечисленные мероприятия должны помочь создать более привлекательные условия для потенциальных партнеров и инвесторов и способствовать взаимовыгодной реализации проектов государственно-частного сотрудничества.
Другие статьи по теме
09.02.22 Почему Альфа брокер признан одним из самых надёжных в России?
13.01.22 Мерчант-аккаунт для успешного бизнеса
03.04.21 Торговля на Форекс: как начать?
26.10.19 Преимущества покупки и продажи квартир через агентство
19.06.19 Где взять средства на развитие малого бизнеса?
►Все статьи по теме