12.01.2012 | Служба новостей УкрФирм

Государственно-частное партнерство на Украине

Английское выражение «public - private partnership» на русском языке означает государственно-частное партнерство и понимается, как тесное сотрудничество между юридическими лицами, физическими лицами – частными предпринимателями и государством. Данное сотрудничество обычно осуществляется на основании заключенного сторонами договора.

Еще в 1552 году во Франции был реализован первый проект по принципу концессии – строительство каналов, в котором принимали участие и государственные организации, и частный капитал. Таким образом, способность государства активно и успешно сотрудничать с частными компаниями была доказана годами практики.

В СССР в 20-е годы минувшего века практически все сферы народного хозяйства были созданы на основе концессии. Свыше 80% всех концессионных проектов в Советском Союзе были сконцентрированы в отрасли добычи полезных ископаемых, эксплуатации рыбных, лесных ресурсов, электроэнергетике и машиностроении.

На сегодняшний день, например, только в Великобритании проекты называемые «частной финансовой инициативой» обеспечивают порядка 17% экономии бюджета государства. Стоимость всех объектов, которые были построены в Англии на принципах взаимовыгодного сотрудничества частного капитала и государства, достигает 24 миллиардов фунтов стерлингов, в ближайшие 3 года планируется реализовать проектов еще на 12 миллиардов фунтов стерлингов.

В Украине проекты государственно-частного партнерства реализовываются чаще всего в таких сложных отраслях, как разведка полезных ископаемых и разработка месторождений, транспортировка, производство и снабжение теплом, распределение и обеспечение потребителей природным газом, возведение и эксплуатация автомобильных магистралей, железнодорожных путей сообщения, взлетно-посадочных полос, эстакад, мостов, метрополитенов и тоннелей, речных и морских портов, а также в области машиностроения.

Проекты государственно-частного сотрудничества в Украине реализуются по механизмам, предусмотренным в «Зеленой книге о государственно-частном партнерстве» (Green Paper on public - private partnership), которая была разработана Европейской комиссией. Учитывая integrites отзывы, партнерство государства и частного капитала можно разделить на два типа:

  1. Институционное – в данном случае создается новое юридическое лицо, акции которого принадлежат и государственным структурам и частным компаниям.
  2. Договорное – новое юридическое лицо не организовывается, партнерство осуществляется путем заключения договора, в частности:

- договора о концессии;

- договора лизинга;

- договора аренды государственного имущества;

- соглашения о распределении продукции;

- договора о совместной деятельности;

- договора об управлении имуществом государства, а также других видов договоров.

Каждый отдельный проект реализации сотрудничества государства и частного капитала требует выбора оптимального механизма.

Законодательство Украины, регулирующее схемы сотрудничества государства и частных компаний, по integrites reviews пока еще несовершенно и создает многочисленные преграды, мешающие реализации подобных проектов.

В конце июня 2010 года был подписан Закон «О государственно-частном партнерстве», принятый с целью упрощения порядка реализации подобных проектов и унификации, так как эта проблема стала особенно актуальной в связи с подготовкой к Чемпионату Европы 2012 года. Данный Закон призван установить основные правовые и организационные модели сотрудничества в этой области, а также определись принципы партнерства частных компаний и государства.

Эксперты Integrites считают, что вновь принятый Закон несет скорее декларативный характер, и не смог реально улучшить ситуацию в сфере частного и государственного партнерства в стране.

Закон определил основные признаки государственно-частного партнерства, к которым относятся:

- обеспечение большей эффективности деятельности и лучших технико-экономических показателей, чем в случае работы государственного предприятия без привлечения частных партнеров;

- срок партнерства – от 5 до 50 лет;

- передача государственным партнером части рисков, возникающих при осуществлении  совместной деятельности;

- внесение частным партнером определенной суммы инвестиций из источников, которые не запрещены законами Украины.

Для того чтобы данный Закон не только вступил в действие, но и начал применяться на практике, государству необходимо принять следующие меры:

- уполномочить специальный государственный орган для контроля над проектами государственно-частного сотрудничества;

- создать действенную систему контроля и поддержки подобных проектов, обеспечить соответствующее правовое регулирование;

- обеспечить государственные органы, принимающие участие в реализации проектов с частными партнерами квалифицированными кадрами и оперативной информацией.

Юристы компании Интегритес (подробнеесчитают, что Закон содержит целый ряд пробелов, которые не смогут способствовать успешной реализации проектов государственно-частного сотрудничества, напротив, могут стать причиной монополизации власти в данной области специально уполномоченным государственным органом.

Выводы

Главной преградой для масштабного внедрения государственно-частного партнерства в Украине является то, что частный капитал не доверяет проектам, в которых партнером выступает государство. Многие частные компании считают такое партнерство слишком непредсказуемым и нестабильным.

Принятый Закон стал важным шагом на пути развития практики реализации проектов, предполагающих сотрудничество государства и частного капитала, однако данные отношения требуют принятия новых законопроектов, которые закрепят принципы правового регулирования.

Учитывая все вышесказанное, а также Интегритес отзывы, главными направлениями будущего усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере успешного сотрудничества государства и частных партнеров, должны стать:

- обеспечение деятельности всех участников подобных проектов, учитывая мировой опыт;

- действенный контроль над выполнением различных типов договоров сотрудничества государства и частного капитала;

- тщательный, продуманный отбор частных партнеров для реализации совместных с государством проектов;

- предоставление участков земли в рамках осуществления государственно-частных проектов;

- индивидуальные стратегии развития каждого региона страны и определение основных отраслей реализации подобных проектов;

- защита интересов и прав всех участников проектов.

Вышеперечисленные мероприятия должны помочь создать более привлекательные условия для потенциальных партнеров и инвесторов и способствовать взаимовыгодной реализации проектов государственно-частного сотрудничества.

назад